Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Новости

5 Июля 2012

Уральское посление на ХХ Бажовском фестивле

Завьялова Т.Н., заведующая Отделом методики и технологии КДД ОГБУК ЧГЦНТ

В этом году Уральское поселение на Бажовском фестивале под общим названием «Хранители обычаев Урала» расположилось на двух полянах. Здесь же на сценической площадке были проведены следующие программы открытия Уральского поселения, конкурс обрядов и этнодворов «От древней Руси до новой России», гала-концерт лауреатов фестиваля тюркских народов «Уралым» и торжественного закрытия площадки с награждением. Первый день был занят построением этнодворов и их обустройством. В этом году Уральское поселение представляли:
9 юрт: Бреды, Сатка, Кыштым (2), Кунашакский район (2) (поселки Усть-Багаряк и Маяк), Аргаяшский район (поселок Кулуево), Нязепетровский район (поселок Арасланово), Чебаркульский район (поселок Бишкиль);
2 казачьих стана: Травниковской и Уйской станиц;
2 украинских хаты: Чесменский район (поселок Тарасовка) и Троицкий район (село Сары Полтавка);
2 мордовских подворья: Чесменский район (поселок Беловка) и Варненский район (поселок Новый Урал)
2 нагайбакских подворья: Чебаркульский район (поселок Попово) и Нагайбакский район (село Остроленко)
1 русское подворье – город Катав-Ивановск.
Традиционным элементом Уральского поселения стали презентации национальны обрядов.
Свадебный обряд сватовства представил клуб казахской культуры «Шанырак» из Брединского района (рук. Наталья Челяева). Казахская юрта, ее убранство, кухня, одежда, образцы прикладного творчества мастеров составляли целостное аутентичное пространство. Обряд сватовства – не просто инсценировка, а показ бытующего до настоящего времени действа в казахской диаспоре Брединского района. Тесная связь с имамом, поддержка народных и религиозных обычаев способствовали сохранению национальной самобытности казахов, их сплоченности. За этот обряд и представленное убранство юрты коллектив казахского клуба «Шанырак» в третий раз был удостоен диплома Гран-при.
Свадебные обряды прощания с невестой представили 2 коллектива: народный коллектив фольклорный ансамбль «Колой мондары» (рук. Райхана Шаяхметова) из Кулуевского Дома культуры Аргаяшского района и народный коллектив фольклорный ансамбль «Ляйсан» (рук. Роза Мухарамова) из Араслановского Дома культуры Нязепетровского района. Ансамбль «Ляйсан» из Нязепетровского района отличается подлинными костюмами, естественным поведением и пением, глубоким знанием традиций, фольклора своего селения, словом, является настоящим носителем традиций.
Интересное сценическое решение обрядов, связанных с хлебом «Икмегэ бармен кадере бар» («Кто с хлебом, тот дорог, счастлив и богат») показал народный коллектив ансамбль татарской и башкирской песни «Яшлек», руководитель Гульсира Истамгулова (г. Кыштым). В реконструкции действий от посевной до уборочной работ, последовательной обработке зерна, выпекании первого хлеба и его ритуального поедания наблюдалось воссоединение символики и реальности. В качестве реквизита были использованы этнопредметы (жернова, цепи для обмолота), изготовлен деревянный плуг. На фоне юрты музыкально-литературный спектакль производит хорошее впечатление и имеет особое педагогическое значение, т.к. играет значимую роль в воспитании молодого поколения, в познании ими коренной культуры и формировании уважения к обычаям предков, труду земледельца, бережного отношения к хлебу, пониманию истинного смысла слова «богатство». Кроме того, ансамбль исполнил песни более современного происхождения, легко воспринимаемые и подхватываемые как татарами, так и русскими. В категории адаптации народной культуры в современности, ее сценической интерпретации этот коллектив превзошел всех.
Наиболее популярными на Уральском поселении являлись действа, связанные с встречей гостей, которых ожидают и принимают хозяева подворий и юрт. Пять коллективов знакомили зрителей с обрядами гостевания:
- ансамбль «Дуслык» (рук. Тагира Шарапова) из Бишкильского Дома культуры Чебаркульского района;
- народный коллектив ансамбль украинской песни «Смерички» (рук. Галина Рябошапка) из Сарынского Дома культуры Троицкого района;
- народный коллектив «Зоря на криницах», рук. Нина Пономаренко из Тарасовского Дома культуры Чесменского района;
- народный коллектив ансамбль «Мокшенят» (рук. Наталья Дяглева) из Беловского Дома культуры Чесменского района;
- народный коллектив ансамбль «Криница» (рук. Луиза Сулимова) с обрядом «Чаепитие по-Катавски. Чай пить – приятно жить» из Катав-Ивановского межпоселенческого социально-культурного объединения.
Ансамбль «Мокшенят» из Беловского Дома культуры Чесменского района показывал как встречают гостей по мордовскому (мокшанскому) обычаю. Такие тематические демонстрации дают возможность проявить естественное поведение, а не театрализацию события, дают возможность живого общения со зрителями и помогают воспринимать и выявлять этническое своеобразие обряда, оригинальность исполнения, аранжировки, поведения, одежды, языка. Обычаи гостеприимства позволяют раскрывать лучшие человеческие качества, демонстрировать в естественной обстановке своеобразие и оригинальность как славянских, так и тюркских народов.
Посиделки («Аулак») демонстрировал народный коллектив вокальный ансамбль «Голлэр» (рук. Альмира Риль) из Усть-Багарякского Дома культуры Кунашакского района. В их выступлении сочетался словесный и музыкальный фольклор, соблюдались все правила посиделок: работа с песнями, прибаутками, забавами.
Вечерки, относящиеся к святочному циклу праздников, продемонстрировали три нагайбакские коллектива: народный коллектив ансамбль «Сарашлы» (рук. Елизавета Исупова) из Остроленского Дома культуры и фольклорный ансамбль «Нагайбачки» (рук. Светлана Юскина) из Нагайбакского района. Их вечерка называлась «Нардуган атнада» (Гадания). Это результат совместной работы молодежного ансамбля «Нагайбачки» и взрослого «Сарашлы». В основе содержания вечерок – крещенские гадания. И тот и другой коллектив поставил небольшое театрализованное представление по мотивам старых святочных обычаев.
Фольклорный ансамбль «Чешме» (рук. Надежда Уряшева) из Поповского сельского клуба Чебаркульского района представил обряд бакалов (нагайбаков) «Нардуганские посиделки», проводимый на Крещение. Бакалинцы расширили сцену гадания, внедрив шуточные персонажи старика и парня, задействовали в «игре», как декорацию, сконструированное в виде деревенской избы подворье. Кроме того, необходимо отметить удивительную сохранность их этнографических костюмов, которые по причине особой бережливости часто заменялись стилизованными.
Русских как этнос представляли три коллектива: народный коллектив ансамбль «Криницы» из г. Катав-Ивановска (руководитель Луиза Сулимова) с русским подворьем и с представлением «Чаепитие по-Катавски. Чай пить-приятно жить» и два казачьих стана Травниковской и Уйской станиц. Народный коллектив фольклорный ансамбль «Калинушка» (рук. Наталья Завьялова) из Травниковского Дома народного творчества Чебаркульского района опирается на станичный фольклорный репертуар, местную манеру пения, хорошо знают и демонстрируют семейно-бытовые, трудовые, праздничные обычаи и кухню казачества. На фестивале они представляли обряд «Медовый спас». «Калинушка» - один из редких ансамблей, который по многим параметрам является представителем локального воплощения фольклорной казачьей культуры. Уйский Дом народного творчества (директор Татьяна Панферова), народные коллективы «Вольница казачья» (руководитель Николай Филиппов) из Ларинского Дома культуры и Хор казачьей песни (руководитель Любовь Рогач) из Мирненского Дома культуры украсили представленную Домом народного творчества казачью экспозицию, использовав в репертуаре местный фольклор, со знанием дела провели обряд «Посвящения в казаки».
Мордовскую культуру представляли творческие коллективы Новоуральского Дома народного творчества (директор Валентина Чернева) и народный коллектив ансамбль «Мокшенят» Беловского Дома культуры Чесменского района (руководитель Наталья Дяглева). Первые демонстрировали свои умения в повязывании платка. Техника, отличная от русской традиции, привлекала внимание зрителей своей красочностью, своеобразным обматыванием концов, положением на голове, ярусностью и превращала действие в обряд. Вторые исполняли песни на родном языке во время встречи гостей.
Обряды, связанные с имянаречением младенцев («Бэбэй сэюэ»), появлением первого зуба хорошо сохранили вокальный ансамбль «Архирэттэр» из Маякского сельского клуба Кунашакского района (руководитель Зайтуна Мирасова) и татаро-башкирский ансамбль «Ляйсан» из Верхнеуфалейского Дворца культуры (руководитель Фануза Зарипова). Все они основаны на подлинных национальных традициях и получили театрализованное воплощение.
Можно отметить, что преимущественно в Уральском поселении приняли участие коллективы татарской, башкирской, казахской, мордовской национальности, украинцы, нагайбаки. Только три из восемнадцати поселений представляли русское население области (подворье из г. Катав-Ивановска и два казачьих стана: с. Уйское и с. Травники), при том, что русские составляют более 80% среди национальностей, проживающих в Челябинской области. Даже такой малочисленный в области народ как мордва - 0, 5%, представил два подворья. Имея различные зоны со своей историей заселения, особыми видами деятельности, хозяйственным укладом, фольклором, обрядовой жизнью, представители русских традиций в Челябинской области могли бы показать не только культуру казачества, но и традиции работных людей, крестьянства, которые также являются носителями локальной самобытной культуры.
Поэтому, по мере утраты народных традиций отчетливо наблюдаются тенденции к их реконструкции. И один из ее вариантов – театрализация, т.е. постановка обряда, фрагмента праздника или любого другого действа в виде мини-спектакля. При этом декорациями, бутафорией, костюмами выступают этнопредметы, сохраненные местными старожилами и представляющие в целом картину традиционного национального быта. Применяются и вещи, восстановленные по этническим образцам. Одни пытаются показать обычаи, используя локальный колорит языка, костюма, подлинные предметы крестьянского оседлого, либо скотоводческого кочевого быта, и скрупулезно отбирают самые мельчайшие декоративные выразительные средства, репертуар. Чаще всего отбор связан с еще бытующими традициями предков или частично бытующими и восстановленными по памяти старожилами. Другие отличаются частичным или полным обновлением декораций, фольклорного материала, следуя по пути сохранения народных традиций в более стилизованном, сценическом, нежели этнографическом виде. Таких объединений большинство, они охотно включают в свои ряды молодых участников, что дает надежду на дальнейшее продолжение их творческой деятельности.
ХХ Всероссийский Бажовский фестиваль народного творчества
Мастеровая слобода на Бажовском фестивале
Уральское поселение на Бажовском фестивале