Ближайшие мероприятия

04.05.2018
Конференция «Уральская слободка»

18-19 мая в Челябинском центре народного творчества состоится XVI межрегиональная научно-практическая конференция детских работ по краеведению и этнографии Челябинской области «Уральская слободка».

04.05.2018
«Город играет джаз»

19 мая во Дворце культуры им. Кирова города Копейска состоится Областной фестиваль духовой и эстрадной музыки «Город играет джаз». 

 
04.05.2018
«Смотри на меня как на равного» и «Искорки надежды»

18 мая в 11.00 во Дворце культуры им. Колющенко в Челябинске пройдет финал XXI Областного фестиваля художественного творчества инвалидов «Смотри на меня как на равного», а также финал XX Областного фестиваля творчества детей-инвалидов «Искорки надежды».

Новости

18.10.2018
Изменилось место проведения конкурса «Дебют»

В положение о проведении Открытого межрегионального фестиваля-конкурса детских цирковых любительских коллективов «Дебют» внесены изменения. 



 

18.10.2018
Марафон талантов: трансляция передач

Дорогие друзья! Появилась уточненная информация о графике выхода передач "Марафона талантов", которые снимались на первом отборочном туре в Сатке. 

18.10.2018
Фестивальный сезон набирает обороты

Челябинский государственный центр народного творчества начинает приём заявок на фестиваль-конкурс современного и эстрадного танца «Евразия – ШАНС», который пройдет в Златоусте 1 и 2 декабря.

04.04.2011 - Министерство культуры Российской Федерации

Норматив минимального ресурсного обеспечения услуг культурно-досуговых учреждений клубного типа



Постановление Коллегии

Министерства культуры Челябинской области

№2 от 05.08.2008г.


Норматив минимального ресурсного обеспечения услуг культурно-досуговых учреждений клубного типа


1.Общие положения.

Культурно-досуговые учреждения (далее КДУ) являются субъектами культурной политики на территории Челябинской области, основной базой для реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения по созданию условий для организации досуга, развития традиционного народного творчества, а также по обеспечению жителей услугами организаций культуры.

КДУ обеспечивают гражданам право на свободу творчества, равный доступ к участию в культурной жизни и пользованию культурными благами, развивают навыки творческого общения, способствуют развитию социально-культурных инициатив.

КДУ предоставляют услуги всем гражданам вне зависимости от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.

КДУ являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

К культурно-досуговым учреждениям относятся учреждения клубного типа: Дома (Дворцы) культуры, клубы, Дома ремесел, дома фольклора, Дома народного творчества и другие.

КДУ могут быть филиалами, структурными подразделениями, представительствами в составе централизованных клубных систем или комплексных социально-культурных (культурно-образовательных, культурно-спортивных и т.п.) объединений, являющихся юридическими лицами.


2.Услуги, предоставляемые населению культурно-досуговыми учреждениями клубного типа

КДУ предоставляет населению следующие услуги:

• Организация и проведение различных по форме и тематике культурных мероприятий: праздников (национальных, государственных, традиционных, профессиональных, культурно-спортивных и др.), представлений, фестивалей, смотров, конкурсов, концертов, выставок, спектаклей, обрядов, вечеров, лекций, бесед, конференций, семинаров, игровых и развлекательных программ, балов, шоу-программ, дискотек, шествий, и др.

• Организация работы клубных формирований: любительских творческих коллективов, кружков, студий, любительских объединений, клубов по интересам различной направленности и других клубных формирований.

• Организация работы лекториев, народных университетов, школ и курсов по различным отраслям знаний, других форм просветительской деятельности.

• организация кино и видеопоказа.

• Летняя площадка и организация отдыха детей.

• Культурное обслуживание на дому лиц с ограниченными возможностями.

• Исследовательская, краеведческая работа.

• Работа по сохранению развитию народных ремесел.

• Экскурсионное обслуживание.

• Оказание консультативной, методической и организационно-творческой помощи в подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий.

• Оказание справочных, информационных и рекламно-маркетинговых услуг.

• Проведение РR-акций, оказание PR-услуг.

• Создание банка данных, фонотек, видеотек, фотоматериалов.

• Фото-, видеосъемка.

• Художественно-оформительские работы.

• Предоставление условий для самоорганизации населения.

• Интернет-кафе.

• Предоставление других видов досуговых и сервисных услуг в сфере культуры и смежных отраслях.

Услуги КДУ носят интегрированный характер и могут быть представлены в различной форме (массовой, камерной, индивидуальной, интерактивной) на любой демонстрационной площадке.

Заказчиками культурно-досуговых услуг могут быть все субъекты гражданско-правовых отношений:

• органы государственной власти и местного самоуправления;

• юридические и физические лица.

Услуги КДУ предоставляются населению на бесплатной основе (за счет бюджетного финансирования) и на платной основе (за счет средств потребителей).

На бесплатной основе могут осуществляться услуги, направленные на:

• проведение общественно и социально значимых культурно-массовых мероприятий (государственные, сельские (городские), и т.п.)

• культурное обслуживание наименее защищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, дети из малообеспеченных семей, дети-сироты, многодетные семьи и пр.)

• поддержку деятельности основных составов любительских творческих коллективов

• мероприятия по патриотическому воспитанию, здоровому образу жизни для детей и молодежи

• мероприятия, направленные на развитие национальных культур народов Урала, выявление, сохранение и популяризацию традиций материальной и нематериальной народной культуры (праздников, обычаев, обрядов и пр.).

В соответствии с действующим законодательством, при организации платных мероприятий, КДУ имеют право устанавливать льготы для разных категорий посетителей (дошкольников, учащихся, пенсионеров, военнослужащих).


3.Ресурсная база культурно-досуговых учреждений клубного типа

Нормативный ресурс – массив правовых и организационно-распорядительных документов, инструктивной информации, определяющий порядок работы учреждения.

Комплекс документов, определяющих нормативный ресурс:

Федеральные (основные федеральные документы, определяющие параметры ресурсного обеспечения КДУ):

1. Конституция Российской Федерации;

2. Гражданский кодекс Российской Федерации;

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации;

4. Налоговый кодекс Российской Федерации;

5. Закон Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;

6. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

7. Федеральный закона от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»;

8. Федеральный закон от 06.01.1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»;

9. Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

10. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

11. Федеральный закон от 22.08.1996 №126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»;

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.1994 № 1264 «Об утверждении правил по кино- видеообслуживанию населения»;

13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р «О социальных нормативах и нормах»;

14. Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.05.2006 г. № 229 «Об утверждении методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества».

Региональные (основные региональные документы, определяющие параметры ресурсного обеспечения КДУ):

1. Закон Челябинской области от 28.10.2004 г. № 296-ЗО «О деятельности в сфере культуры на территории Челябинской области»;

2. Закон Челябинской области от 22.09.2005 г. № 404-ЗО «О государственной поддержке народных художественных промыслов и ремёсел в Челябинской области»;

3. Постановление Коллегии Министерства культуры Челябинской области от 01.03.2005 № 1/2 «О временных показателях по отнесению к группам по оплате труда руководителей муниципальных учреждений культуры»;

4. Постановление Коллегии Министерства культуры Челябинской области от 31.01.2008 № 1/2 «Об утверждении «Рекомендаций по определению штатной численности работников культурно-досуговых учреждений муниципального образования».

Муниципальные (основные местные документы, определяющие параметры ресурсного обеспечения КДУ):

1. Устав муниципального образования;

2. Учредительные документы, определяющие параметры ресурсного обеспечения КДУ:

• решение собственника о создании учреждения;

• устав учреждения;

• документ, подтверждающий право оперативного управления имуществом;

• правоустанавливающие документы на землю;

• свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

• свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

3. Локальные документы, определяющие параметры ресурсного обеспечения КДУ:

• структура учреждения, штатное расписание;

• коллективный договор;

• правила внутреннего трудового распорядка;

• должностные инструкции;

• положения о надбавках, доплатах, премировании;

• положение о внебюджетной деятельности;

• документы, регулирующие охрану труда и технику безопасности;

4. Организационно-распорядительные документы, определяющие параметры ресурсного обеспечения КДУ:

• планы и отчеты учреждения;

• протоколы, постановления, решения;

• приказы, распоряжения, указания;

• аттестационные документы;

• документы бухгалтерского учета и отчетности;

• кадровые документы;

• статистические отчеты;

• журнал учета работы учреждения;

• журнал учета работы клубных формирований;

• докладные записки, справки, переписка.


Материально-технический ресурс:

- недвижимый – здания, сооружения, обустроенная прилегающая территория и земля под ними;

- движимый – специальное оборудование, техника, инвентарь для производства культурных благ и обеспечения культурно-досуговой деятельности.


Требования к размещению культурно-досуговых учреждений:

1. В административном центре муниципального района (городского округа) создается межпоселенческий (центральный) Дом культуры, либо городской (центральный) Дом (Дворец) культуры с числом зрительских мест не менее 500.

2. В административном центре муниципального района создается информационно-методический центр с целью методического обеспечения учреждений клубного типа муниципального района. В зависимости от региональных возможностей информационно - методический центр может быть в составе межпоселенческого Дома культуры и являться его структурным подразделением.

3. В муниципальном районе и городском округе создается передвижной центр культуры (культбригада) с целью обеспечения услугами культуры жителей населенных пунктов, в которых отсутствуют стационарные учреждения культуры. В зависимости от территориальных особенностей передвижной центр культуры может действовать в составе межпоселенческого Дома культуры в качестве структурного поселения.

4. В городских и сельских поселениях, муниципальных районах могут создаваться национально-культурные центры, дома дружбы, дома фольклора, дома ремесел и другие учреждения клубного типа в зависимости от специфики территории.

5. Рекомендуемые нормативы обеспеченности населения муниципальных образований Челябинской области КДУ:

• населенные пункты сельских поселений с числом жителей до 150 человек – передвижной центр культуры или филиал КДУ;

• населенные пункты сельских поселений с числом жителей от 150 до 500 человек – 1 КДУ (20 зрительских мест на 100 жителей) или филиал КДУ;

• населенные пункты сельских поселений с числом жителей от 500 до 1000 человек – 1 КДУ (30 зрительских мест на 100 человек);

• населенные пункты сельских поселений с числом жителей свыше 1000 человек – 1 КДУ (70-150 зрительских мест на 1 тыс. жителей);

• городские поселения и округа с числом жителей от 5 до 10 тыс. человек – 1 КДУ (50-70 зрительских мест на 1 тыс. жителей);

• городские поселения и округа с числом жителей от 10 до 50 тыс. человек – КДУ* (50 зрительских мест на 1 тыс. жителей);

• городские поселения и округа с числом жителей от 50 до 100 тыс. человек – КДУ* (30 зрительских мест на 1 тыс. жителей);

• городские поселения и округа с числом жителей свыше 100 тыс. человек – КДУ* (15-25 зрительских мест на 1 тыс. жителей);


Требования к размещению зданий культурно-досуговых учреждений и режиму работы:

1. КДУ и его структурные подразделения должны быть размещены в специально предназначенных или приспособленных зданиях и помещениях, доступных для населения, вблизи транспортных сообщений, оснащенные телефонной связью.

2. КДУ должно быть обеспечено удобными подъездами и подходами, иметь электрическое освещение в вечернее и ночное время, оборудоваться открытыми стоянками для транспорта, иметь запасной (пожарный) выход и подъезд для производственных целей самого учреждения.

3. При размещении в любых типах зданий КДУ должно быть оборудовано для пользователей с ограниченными физическими возможностями: иметь пандусы при входе-выходе, при уровневых переходах, специальные держатели, ограждения.

4. По размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, пожарной безопасности и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности, загрязненности, шума, вибрации и т.д.).

5. В культурно-досуговом учреждении должны быть приняты меры по обеспечению безопасности посетителей и персонала, защиты материальных ресурсов.

6. Прилегающая к культурно-досуговому учреждению территория должна способствовать формированию привлекательного образа. Основные ее характеристики включают наличие подъездных путей и пешеходных дорожек с твердым покрытием, зеленых насаждений, газонов, цветочных клумб, садовых скамеек, эстрадно-танцевальной площадки, места для детских игр с аттракционами малых форм, специально оборудованной площадки для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий и народных игр.

7. Режим работы КДУ, в том числе в выходные, санитарные дни, устанавливаются для каждого клубного учреждения с учетом потребностей населения и интенсивности его посещения по решению органов местного самоуправления.

8. Время работы КДУ не должно полностью совпадать с часами работы основной части населения.


Требования к размерам помещений клубных учреждений:

1. Площадь, занимаемая КДУ, должна обеспечить размещение работников и получателей культурно-досуговых услуг в соответствии со строительными нормами и правилами.

2. КДУ должно иметь здание со зрительным и танцевальным залами, с комнатами для проведения работы клубных формирований, любительских объединений и другими помещениями для организации культурно-досуговой деятельности, а также административно-хозяйственными и санитарно-бытовыми помещениями (гардероб, санузел). Учреждения могут быть обеспечены буфетом, подсобными помещениями.

3. Размеры помещений культурно-досуговых учреждений должны отвечать следующим требованиям:

• площадь зрительного зала (на 1 место в зрительном зале – 0,65 кв.м.);

• площадь комнат для работы кружков (на 1 человека – от 1,4 до 5,0 кв.м.)

• площадь танцевального зала с эстрадой (на 1 человека 1,1 кв.м.);

• площадь помещения административного и обслуживающего персонала (на 1 посетителя – 0,03 кв.м.) (комната площадью не менее 10 кв.м.);

• туалеты (на 1 посетителя – 0,07 к. м.) (в туалетах оборудуется один унитаз, два писсуара на 150 мужчин, один унитаз на 75 женщин, в шлюзах предусматривается один умывальник на 100 человек)

• комната для курения (на 1 посетителя – 0,06 кв.м.).


Требования к обеспечению культурно-досуговых учреждений техническими средствами, оборудованием и мебелью

1. КДУ должно быть оснащено специальным оборудованием, современной аппаратурой и приборами (в соответствии с назначением помещений), отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых населению культурно-досуговых услуг.

2. Культурно-досуговое учреждение должно иметь следующее оборудование:

- кресла (зрелищные стационарные или съемные);

- столы рабочие;

- стулья;

- шкафы (стеллажи);

- другая мебель.

3. Техническое оснащение зрительного зала должно включать:

• комплекс звукоусилительной аппаратуры (усилитель, колонки, пульт микшерский, микрофоны и стойки к ним);

• комплекс световой аппаратуры (силовой блок, пульт регулятора, прожекторы осветительные сценические, софиты и др., при наличии танцевального зала необходимы световые эффекты).

4. Аудиовизуальные средства, обеспечивающие доступ пользователей к звуковой и визуальной информации (цветной телевизор, видеомагнитофон или DVD – проигрыватель, видеокамера (цифровая), магнитофон или музыкальный центр, фотоаппарат (цифровой), проигрыватель, проектор для слайдов).

5. Комплекс для кино (видео, DVD) показа (кино (видео, DVD) проектор, киноэкран).

6. Копировально-множительная и компьютерная техника (компьютеры, принтеры, сканер, ксерокс).

7. Программное обеспечение, устанавливаемое на компьютерах, в обязательном порядке должно быть лицензированным и иметь соответствующие подтверждающие документы.

8. В зависимости от перечня базовых (обязательных) услуг КДУ должно быть обеспечено:

• фонотекой (пластинки, компакт-диски, аудиокассеты);

• фильмотекой (видеокассеты, слайды, DVD);

• стойкой для хранения CD и DVD дисков;

• настольными играми (шашки, шахматы, лото, домино, нарды, инвентарь для настольного тенниса и др.);

• развивающими компьютерными играми и программами;

• методическим фондом, включающим специализированные периодические издания, сборники сценариев;

• спортивным инвентарем (сетки, мячи и др.);

• одеждой сцены (рабочей и праздничной);


а также Музыкальными инструментами, к которым относятся:

• комплект для оркестров народных инструментов (по необходимости);

• комплект для духового оркестра (по необходимости);

• комплект для инструментального ансамбля (по необходимости);

• баян, аккордеон, гармонь;

• рояль, пианино.

9. КДУ должно быть обеспечено телефонной связью и выходом в Интернет.

10. Специальное оборудование и аппаратуру следует использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии и систематически проверять.

11. Неисправное специальное оборудование и аппаратура должны быть сняты с эксплуатации, заменены или отремонтированы, а пригодность отремонтированных должна быть подтверждена их проверкой.

12. Морально и физически устаревшее оборудование, одежда сцены, сценические костюмы своевременно списываются по акту в соответствии с утвержденными учредителем нормами сроков эксплуатации специального оборудования.


Требования к обеспечению безопасности и соблюдению санитарно- эпидемических правил и норм

1. В КДУ должен осуществляться постоянный контроль за уровнем шума и звукомузыкальным оформлением в зрительном зале.

2. Уровень звучания в зрительном зале:

• при звукоусилении не должен превышать 96 дб.;

• при звукооформлении – 100 дб.

Уровень шума и вибрации на рабочих местах должны соответствовать требованиям санитарных норм СН №3223-85 МЗ СССР.

3. Состояние помещений КДУ должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН (предел температурного режима – не менее + 18 градусов по Цельсию, относительная влажность воздуха 55 %), нормам охраны труда.

4. КДУ должно иметь комплекс упреждающих мероприятий, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций (пожары, стихийные бедствия и др.) и обеспечение защиты материально-технических ресурсов.

5. Сотрудники КДУ должны пройти подготовку по оказанию первой медицинской помощи. Аптечки для оказания первой медицинской помощи должны находиться на видном месте.

6. В КДУ должны соблюдаться правила пожарной безопасности, руководствоваться стандартами, строительными нормами и другими в установленном порядке нормативными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности.


Кадровый ресурс

Кадровый ресурс - это руководители и специалисты, обеспечивающие предоставление культурно-досуговых услуг населению (административный и творческий состав), а также служащие и рабочие, обеспечивающие бесперебойную работу учреждения (технический состав).

КДУ должно располагать необходимым и достаточным числом специалистов для обеспечения выполнения основных функций учреждения.

Каждый специалист КДУ должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.

Все руководители и специалисты не реже 1 раза в 5 лет должны проходить повышение квалификации по любой из установленных форм. Повышение квалификации является обязательным условиям при прохождении работником аттестации на присвоение квалификационной категории.

При присвоении либо подтверждении творческому коллективу звания «народный, образцовый коллектив любительского художественного творчества» прохождение руководителем коллектива повышения квалификации является обязательным.


Финансовый ресурс

Финансовый ресурс – бюджетное финансирование и другие виды доходов, получение и использование которых не противоречит действующему законодательству.

Финансирование КДУ осуществляется за счет средств местного бюджета, возможностей государственного бюджетного финансирования из фонда софинансирования социальных расходов (субсидии), фонда финансовой поддержки (дотации), регионального фонда развития (субсидии), а также за счет средств государственных и местных внебюджетных фондов; целевых грантов; пожертвований, спонсорских средств со стороны организаций и частных лиц; доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Объём бюджетных средств на планируемый год определяется из базиса предыдущего года, с учётом поправочных коэффициентов.

Планирование бюджетных ассигнований осуществляется на основе разделения действующих и принимаемых обязательств.

Действующими являются обязательства, состав и объём которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, не планируемыми к изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде. К бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих обязательств относятся расходы по экономическим статьям:

• заработная плата с начислениями;

• прочие выплаты;

• услуги связи;

• транспортные услуги;

• коммунальные услуги;

• арендная плата за пользование имуществом;

• услуги по содержанию имущества за исключением капитального ремонта;

• прочие услуги;

• увеличение стоимости материальных запасов;

• другие расходы (размер и состав которых, определены действующими нормативными актами).

Принимаемыми являются обязательства, состав и объём которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, планируемыми к принятию или изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде (целевые программы, целевые средства на проведение ремонтов и приобретение оборудования, единоразовые ассигнования на какие-либо цели).

Смета доходов и расходов по внебюджетным средствам – документ, составляемый бюджетным учреждением на очередной финансовый год, утверждаемый в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств, и определяющий объемы поступлений внебюджетных средств с указанием источников образования и направлений использования этих средств в структуре показателей функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов Российской Федерации (далее – смета доходов и расходов).

В доходную часть сметы доходов и расходов включаются ожидаемые в планируемом финансовом году поступления денежных средств по всем источникам образования внебюджетных средств и остаток средств на начало планируемого финансового года, которые распределяются в структуре классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

Расходы в смете доходов и расходов распределяются в структуре показателей экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, предусмотренных разрешением, без отнесения расходов к конкретным источникам образования средств.


4.Клубные формирования

Под клубным формированием понимается добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха.

К клубным формированиям относятся:

• коллективы, кружки и студии любительского художественного и технического творчества;

• любительские объединения и клубы по интересам;

• школы прикладных знаний и навыков;

• другие клубные формирования, соответствующие основным принципам и видам деятель¬ности КДУ.

Клубное формирование в рамках своей деятельности:

• организует систематические занятия в формах и видах, характерных для данного клубного фор¬мирования (репетиция, лекция, урок и т. п.);

• проводит творческие отчеты о результатах своей деятельности (концерты, выставки, конкурсы, соревнования, показательные занятия и открытые уроки, творческие лаборатории, мастер-классы и т.п.)

• участвует в общих программах и акциях КДУ;

• использует другие формы творческой работы и участия в культурной и общественной жизни;

• принимает участие в муниципальных, региональных, общероссийских и международных фестивалях, смотрах, конкурсах, выставках и т. п.

Клубное формирование создается, реорганизуется и ликвидируется по решению руководителя КДУ.

Клубные формирования могут осуществлять свою деятельность:

• за счет бюджетного финансирования базового КДУ;

• за счет внебюджетных средств базового КДУ;

• по принципу частичной самоокупаемости, с использованием средств базового КДУ, других учре¬дителей, участников клубного формирования, а также за счет средств, полученных от собственной деятельности;

• по принципу полной самоокупаемости, с использованием средств участников клубного форми¬рования, а также средств, полученных от собственной деятельности, и иных средств.

Клубные формирования обязаны иметь следующие документы:

• положение о клубном формировании;

• программу обучения и воспитания;

• планы учебно-творческой работы на календарный год;

• расписание коллективных и индивидуальных занятий;

• журнал учета работы формирования;

• смету расходов и доходов;

• журналы учета взносов (ведомости);

• договоры и иные документы.

Наполняемость участниками и режим работы клубных формирований определяется руководителем КДУ.

Р
екомендуемая наполняемость участниками клубных формирований, финансируемых из бюджета


I Группа учреждений по оплате труда

Художественно-творческие клубные формирования – 18-20

Творческо-прикладные клубные формирования – 12-15

Спортивно-оздоровительные клубные формирования – 20-25

Культурно-просветительские клубные формирования – 18-20

Общественно-политические клубные формирования – 18-20


II Группа учреждений по оплате труда

Художественно-творческие клубные формирования – 15-18

Творческо-прикладные клубные формирования – 9-12

Спортивно-оздоровительные клубные формирования – 15-20

Культурно-просветительские клубные формирования – 15-18

Общественно-политические клубные формирования – 15-18


III Группа учреждений по оплате труда

Художественно-творческие клубные формирования – 12-15

Творческо-прикладные клубные формирования – 8-10

Спортивно-оздоровительные клубные формирования – 10-15

Культурно-просветительские клубные формирования – 12-15

Общественно-политические клубные формирования – 12-15


IV Группа учреждений по оплате труда

Художественно-творческие клубные формирования – 10-12

Творческо-прикладные клубные формирования – 6-8

Спортивно-оздоровительные клубные формирования – 8-10

Культурно-просветительские клубные формирования – 8-10

Общественно-политические клубные формирования – 8-10


В клубном формировании, действующем на платной основе, его наполняемость определяется в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной руководителем КДУ.

Самодеятельные, художественные коллективы - форма организованной деятельности людей, основанной на общности художественных интересов, совместном учебно-творческом процессе по освоению теоретических основ и исполнительских навыков музыкального, хореографического, театрального, циркового, изобразительного и декоративно-прикладного искусства; система по развитию и совершенство¬ванию личности в процессе художественной деятельности.

Занятия во всех самодеятельных, художественных коллективах проводятся не реже двух раз в неделю по три учебных часа (учебный час - 45 мин). Деятельность регламентируется в соответствии с Примерным положением о коллективах художественной самодеятельности и технического творчества, утвержденным постановлением коллегии Министерства культуры СССР от 24.05.78 № 121.

Руководители могут собирать свои коллективы на репетиции чаще, например, в период подготовки к концерту, фестивалю, конкурсу, смотру и другим подобным мероприятиям.

За достигнутые успехи самодеятельному, художественному коллективу может быть присвоено звание «народный («образцовый») самодеятельный коллектив Челябинской области».

Порядок присвоения и подтверждения звания определяется Положением о «народном» («образцовом») самодеятельном коллективе Челябинской области, утвержденном приказом Министерства культуры Челябинской области от 30.01.2008 №19.

Самодеятельным, художественным коллективам, имеющим звания «народный («образцовый») самодеятельный коллектив Челябинской области», показавшим высокие достижения в области самодеятельного художественного творчества и внесшим значительный вклад в развитие народных художественных традиций Челябинской области, может быть присвоено звание «Заслуженный коллектив народного творчества Челябинской области».

Порядок присвоения почетного звания определяется Положением о звании «Заслуженный коллектив народного творчества Челябинской области», утвержденном приказом Министерства культуры Челябинской области от 28.02.2008 №36.

Любительские коллективы, накопившие богатый и высокохудожественный репертуар, имеющие значительный опыт воспитательной и концертной работы, стабильный исполнительский состав, по представлению руководителя муниципального органа управления культурой и по решению органа местного самоуправления, могут стать базой для создания муниципального коллектива. Муниципальный коллектив может иметь статус профессионального коллектива (при наличии у исполнителей профессионального образования). Его руководители и участники (артисты) могут находиться на полном или частичном бюджетном финансировании.

Муниципальные коллективы должны выполнять нормы минимального количества выступлений в месяц:


Драматические, музыкально-драматические театры - 4 спектакля

Театры кукол - 4 спектакля

Театра оперы и балета, музыкальной комедии - 4 спектакля

Хоры, вокальные коллективы, оркестры, ансамбли песни и танца,цирковые коллективы оркестры народных или духовых инструментов, ансамбли инструментальные, вокально-инструментальные - 4 выступления

Культбригады театры чтеца, эстрады, миниатюр - 4 выступления


Студия - самодеятельный коллектив с преобладанием в содержании работы учебно-творческих занятий и наличием утвержденных учредителем учебных планов. В культурно-досуговой работе ведущее положение занимают художественные студии: музыкальные, хореографические, вокальные, эстрадные, художественного слова и др. В студии есть свой руководитель-педагог.

Руководитель (или педагог) работает по типовым или авторским учебно-творческим программам, рассчитанным последовательно по годам обучения.

Студия должна иметь не менее чем по одному кружку каждого года обучения, а также постоянно действующие художественные коллективы, должна демонстрировать и пропагандировать высокий уровень учебной и творческой работы.

Любительские объединения и клубы по интересам - организационно оформленные добровольные объединения людей, занятых социально полезной культурно-досуговой деятельностью в целях удовлетворения запросов и интересов в сфере свободного времени.

Основными отличительными особенностями любительских объединений и клубов по интересам являются следующие:

• цель участия - не столько получение умений и навыков в определенном жанре самодеятель¬ного творчества, сколько общение с единомышленниками на основе общих интересов и увле¬чений;

• отсутствие строго фиксированного графика встреч и занятий, непостоянство количественного состава.

Любительские объединения и клубы по интересам развиваются по целому ряду направлений, что дает основание для их примерной классификации:

• общественно-политические;

• художественно-творческие;

• культурно-развлекательные;

• научно-технические;

• спортивно-оздоровительные;

• коллекционно-собирательские;

• семейно-бытовые;

• профессиональные;

• социально-демографические;

• экологические, естественнонаучные и др.

Любительские объединения и клубы по интересам способствуют организации содержательного досуга населения, создают благоприятные условия для общения, участвуют в пропаганде достижений отечественной и мировой культуры, литературы, искусства, науки, формируют мировоззрение, воспиты¬вают эстетический вкус, прививают навыки самоуправления и самообразования, развивают инициативу и предприимчивость.


5. Методическое обеспечение деятельности КДУ

Организационно-методическое обеспечение деятельности КДУ осуществляют методические службы различных видов:

• районные Дома культуры;

• районные (городские) организационно (информационно, координационно) – методические центры;

• методические кабинеты при КДУ;

• организационно-методические отделы при муниципальных органах управления культурой и др.

Методическая служба может существовать в следующих организационно-правовых формах:

• как КДУ (являться самостоятельным юридическим лицом);

• как структурное подразделение в составе централизованной структуры;

• как специализированное структурное подразделение (отдел, кабинет) КДУ.

На уровне области функции организационно-творческого и информационно-методического обеспечения функционирования культурно-досуговой сферы осуществляет Областной центр народного творчества.

Основными задачами методической службы являются организационное, информационное, мето¬дическое и творческое обеспечение КДУ и других организаций различных организационно-правовых форм, ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социокультурной деятельности.

Основными функциями методической службы являются:

• повышение квалификации руководителей и специалистов культурно-досуговой сферы;

• организация участия специалистов культурно-досуговой сферы и любительских коллективов в учебно-методических мероприятиях и курсах повышения квалификации областного, всероссий¬ского и международного уровней;

• создание и ведение базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности;

• мониторинг деятельности КДУ, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов;

• разработка и издание методических, репертуарных, информационно-аналитических, рекламных и других материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой дея¬тельности и обеспечение ими КДУ;

• координация деятельности в рамках подготовки и проведения общественно значимых культурных акций, в т. ч. фестивалей, смотров, конкурсов и др.;

• разработка и адаптация культурно-досуговых практик (методик);

• сбор и обобщение данных государственной статистической отчетности о работе КДУ.


6. Оценка эффективности и качества работы культурно-досугового учреждения клубного типа

1. Руководитель КДУ и его учредитель оценивают эффективность и качество работы учреждения по итогам каждого календарного года.

2. Основными факторами, влияющими на эффективность работы и качество предоставляемых услуг в КДУ, являются:

• Доступность КДУ (соответствие нормативам размещения, удобный для посетителей режим работы).

• Соответствие условий размещения и функционирования КДУ стандартам и нормативам (по помещениям, мебели, освещенности, температуре и т.д.).

• Обеспеченность КДУ техническими средствами, оборудованием, мебелью и т.д.

• Перечень культурно-досуговых услуг, соответствующих потребностям населения.

• Наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует КДУ.

• Укомплектованность специалистами и уровень их квалификации.

• Финансирование КДУ.

• Наличие информации о КДУ, порядке и правилах предоставления услуг населению.

• Наличие привлекательного имиджа КДУ.

• Наличие внутренней (собственной) и внешней систем контроля.

3. Для оценки работы КДУ целесообразно использовать следующие индикаторы (показатели) эффективности:

• Количество клубных формирований и их видовое разнообразие.

• Количество участников клубных формирований.

• Охват населения клубными формированиями.

• Число культурно-досуговых мероприятий, проведенных КДУ за год.

• Средняя посещаемость культурно-досуговых мероприятий.

• Доля культурно-досуговых мероприятий, рассчитанных на обслуживание социально незащищенных и особых групп населения (детей, подростков, пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и т.д.) в общей численности мероприятий.

• Средняя цена 1 посещения КДУ.

• Доля собственных заработанных средств в общем объеме бюджетного финансирования.

• Процент дипломированных специалистов (специалистов культурно-досугового профиля, имеющих профессиональное профильное образование).

• Количество (или процент) специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации сотрудников.

4. Важной стороной оценки эффективности деятельности КДУ является учет мнений потребителей культурно-досуговых услуг. Для решения этой задачи возможно использование мониторинга по проблемам качества и уровня культурно-досугового обслуживания населения. Это позволит повысить эффективность управления культурными процессами и адресность предоставляемых услуг.


Incorrect $cc