Ближайшие мероприятия

22.04.2020
Обратная свезь со специалистами Центра народного творчества

Обратиться к нашим специалистам по жанрам вы можете по любому интересующему вас вопросу

19.03.2020
Изменения в плане работы Центра народного творчетсва

С 18 марта по 10 апреля 2020 года меропрития Центра народного творчетсва отменены согласно Распоряжению Губернатора Челябинской области от 18.03.2020 г.

12.03.2020
VIII Межрегиональный конкурс мастерства по ручной вышивке «Скажи нам, нить, через века»

13-14 марта в Доме народного творчества г.Миасса пройдет VIII Межрегиональный конкурс мастерства по ручной вышивке «Скажи нам, нить, через века»

Новости

26.05.2020
Предварительные итоги областного фестиваля "Театральная весна"

VIII Областной фестиваль театров малых форм "Театральная весна" проходил в этом году в заочном формате. Мы готовы озвучить первые результаты по итогам просмотренных работ.

21.05.2020
Семинар для самодеятельных оркестров и ансамблей народных инструментов

Рекомендации и подробный анализ по итогам прошедшего в 2018 году фестиваля -конкурса «Русский ЛАД» подготовил профессор, кандидат философских наук, профессор ЧГИК, Иван Иванович Щедрин.

20.05.2020
Завершен прием заявок на Областной фестиваль-конкурс «Этно-style»

Участвовать в нем могут вокальные и вокально-инструментальные ансамбли, солисты; театры мод, дизайнеры одежды и аксессуаров; хореографические коллективы и солисты; фотографы без ограничений по возрастным категориям.

07.05.2020 - Проект "Дома культуры во время Великой Отечественной войны"

Нашей первой публикацией мы открываем цикл исторических материалов о том, как пережили дома культуры Челябинской области время войны 1941-45 гг. Открывает нашу рубрику история ДК Угольщиков г.Копейска



В годы Великой Отечественной войны в Челябинскую область были эвакуированы крупные промышленные предприятия, учреждения образования и науки, а также театральные коллективы. В Челябинске пребывала труппа Московского академического Малого театра, в Магнитогорске, а затем в Челябинске — Московского театра сатиры, в Златоусте — Орловского областного драматического театра. Шахтерский Копейск принял коллектив Воронежского театра драмы.

Воронежский государственный академический театр драмы имени А. В. Кольцова — один из старейших российских театров, основанный в 1802 году. В первые годы Советской власти театр стал одним из ведущих коллективов в стране.

В связи с военной обстановкой в ноябре 1941 года было принято решение об эвакуации театра, в декабре труппа остановилась в Сызрани. В феврале 1942 года коллектив вернулся в Воронеж, но из-за приближения фронта артистам пришлось покинуть 4 июля родной город, оставив декорации, костюмы, осветительные приборы. Останавливались в Борисоглебске, Камышине, Стерлитамаке .





В ноябре труппа театра приехала в Копейск, где разместились во Дворце культуры угольщиков — центре культурной жизни города тех лет. В здании, построенном в стиле конструктивизма в 1933 году, проходили различные мероприятия: концерты артистов эстрады, театральные постановки, демонстрация кино, партийные, советские, комсомольские, профсоюзные и хозяйственные конференции и совещания.

В газете «Копейский рабочий» от 25 ноября 1942 года было опубликовано объявление: «В ближайшие дни начало гастролей Воронежского драматического театра. Первый спектакль “Русские люди” лауреата Сталинской премии Константина Симонова», премьера которого состоялась 5 декабря 1942 года . В этом же номере «Копейского рабочего» было размещено и другое объявление: «Воронежскому областному театру драмы требуются на постоянную работу рабочие сцены: столяры, плотники, мебельщики, слесари, портные, маляры, художники-исполнители» .

В эвакуации в Копейске находились:

директор С. О. Вольф;

художественный руководитель заслуженный артист РСФСР В. М. Энгелькрон;

режиссеры А. П. Новоскольцев, П. Л. Монастырский;

заслуженные артисты РСФСР Р. Г. Данилевская, М. А. Зимбовский, В. И. Флоринский;

артисты В. С. Алексеев, П. С. Алексеев, Е. С. Аристов, З. В. Белозерова, Б. В. Викторов, П. И. Вишняков, С. М. Владимирская, А. Ф. Григорьев, С. А. Голлых, М. Е. Дмитриев, О. С. Захарова, Н. С. Зотова, В. М. Карчиков, М. Н. Квасова, Б. А. Крачковский, Н. С. Крицкий, А. Л. Кручинина, Н. И. Кузьмина, В. И. Куксенко, Д. И. Ленский, П. А. Маркин, О. П. Мариуц, Г. Ф. Мачехина, Т. Г. Махов, С. С. Озерова, А. И. Пальмин, А. К. Полинский, Б. А. Потоцкий, В. Г. Рощина, Н. В. Руднева, А. А. Ряполов, И. И. Самойлова, Е. Е. Смоленская, Н. В. Сачко, Ю. В. Сазонов, Л. И. Самойлова, Н. В. Федорова, Г. В. Харчев, М. И. Харчева, С. К. Храмцов, Б. В. Черная, А. П. Чернов, Н. Н. Чуманов, А. Д. Шатов, В. И. Шкурский, Л. С. Шмидт, М. Ц. Шистер, М. Л. Эрина, Л. М. Юнгерман;

художники В. Я. Герасименко (главный художник), Н. И. Данилов;

заведующий музыкальной частью Ф. Э. Цабель;

заведующая литературной частью О. А. Стиро,

заведующий постановочной частью Н. И. Марусов и другие .


Труднее всего приходилось постановочной части, которой заведовал Николай Иванович Марусов, снявшийся в эпизодической роли в легендарном фильме С. М. Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”». Поделочному цеху не хватало досок, фанеры, ткани и других вещей. Машинисту сцены Федору Алексеевичу Картавцеву приходилось справляться одному с многочисленными обязанностями. Переносом декораций во время спектаклей занимались не занятые актеры .

В начале своей деятельности театр занимался восстановлением старого репертуара. На сцене дворца были показаны постановки, осуществленные в Воронеже: «Лгун» по К. Гольдони, «Коварство и любовь» по Ф. Шиллеру, «Волки и овцы» и «Без вины виноватые» по А. Н. Островскому, «Машенька» по А. Н. Афиногенову, «Парень из нашего города» по К. М. Симонову, «Фельдмаршал Кутузов» по В. А. Соловьеву, «Кремлевские куранты» по Н. Ф. Погодину и другие.

На копейской сцене были поставлены спектакли «Нашествие» по Л. М. Леонову, «Фронт» по А. Е. Корнейчуку, «Синий платочек» по В. П. Катаеву, «Генерал Брусилов» по И. Л. Сельвинскому, «Бессмертный» по А. Н. Арбузову и Ф. В. Гладкову, «Олеко Дундич» по А. Г. Ржешевскому и М. А. Кацу, «Горе от ума» по А. С. Грибоедову, «Женитьба Фигаро» по Бомарше и другие.

За спектакль «Фельдмаршал Кутузов» приказом управления по делам искусств при СНК РСФСР от 1 апреля 1943 г. № 219 Воронежскому областному театру драмы была объявлена благодарность за подписью начальника управления Н. Н. Беспалова: «Воронежский областной театр драмы, работая в гор[оде] Копейске Челябинской области, обслуживая трудящихся угольного бассейна Урала, к 25-й годовщине Красной армии выпустил спектакль “Фельдмаршал Кутузов” В. Соловьева, воспевающий славу и силу русского оружия.

Работая в сложных условиях, руководство и коллектив театра проявили максимальную энергию, настойчивость, инициативу и сделали все, чтобы спектакль по своему идейно-художественному качеству был достоин знаменательной даты, что отмечено местными руководящими организациями.

За достигнутые творческие успехи объявляю благодарность всему коллективу театра и художественному руководителю театра заслуженному артисту РСФСР В. М. Энеглькрону» .



На заседании бюро горкома ВКП(б) 4 января 1944 года были подведены итоги почти годичного пребывания труппы театра в Копейске: дано 217 показов, в том числе 21 раз на оборонных заводах и 26 утренников для детей шахтеров. Коллектив театра оказывал большую помощь в развитии самодеятельного искусства шахтеров, в организации и проведении городского смотра художественной самодеятельности. Было дано 76 шефских концертов в раскомандировках, клубах и красных уголках шахт, в домах отдыха шахтеров. Бюро горкома ВКП(б) и горисполком«за оказание активной помощи в развертывании художественной самодеятельности и обслуживание шахтеров концертами на раскомандировках и в клубах» наградили коллектив театра почетной шахтерской лампочкой «Вольф» . Объединенное постановление о награждении было принято на заседании Копейского горисполкома 14 января 1944 года .



Артисты выступали перед ранеными бойцами Красной армии в эвакогоспитале № 3032, колхозниками подшефного Октябрьского района . Артист П. И. Вишняков выступал перед учащимися городских школ с тематическими лекциями-концертами . 14 февраля 1944 года коллектив театра показал спектакль «Без вины виноватые». Деньги, полученные от продажи билетов, были отправлены в пользу детей фронтовиков .



На заседании бюро Копейского горкома ВКП(б) 24 марта 1944 года рассматривался вопрос о представлении артистов Воронежского областного театра драмы к государственным наградам. Были заслушаны ходатайства о присвоении звания народного артиста РСФСР художественному руководителю Всеволоду Михайловичу Энгелькрону, заслуженного артиста РСФСР — актерам Борису Викторовичу Викторову, Александру Кузьмичу Полинскому, Вере Георгиевне Рожиной. Особенно были выделены заслуги заслуженного артиста РСФСР Василия Ивановича Флоринского. Его представили к присвоению звания народного артиста РСФСР и награждению орденом Трудового Красного Знамени . Ходатайства остались нереализованными.

Последней постановкой на копейской сцене стал спектакль «Горе от ума». Из-за нехватки реквизита в марте Воронежский драмтеатр поместил в газете «Копейский рабочий» объявление о покупке дамских вееров, лайковых дамских бальных перчаток, страусовых перьев, старинных дамских платьев, накидок, мужских сюртуков, визиток и фраков .

Художественный руководитель театра В. М. Энгелькрон, автор постановки, отмечал следующее: «Воронежский драматический театр драмы в течение ряда лет не расставался с мыслью о постановке “Горе от ума”, шаг за шагом приближались к ней в работе над произведениями русской классики.

Постановке “Горе от ума” театр посвятил все свои творческие силы, весь свой опыт, стремясь к созданию спектакля большой идейной и художественной значительности, верно отображающего быт и стиль грибоедовской эпохи.

Премьера “Горе от ума” является для нас итогом значительного периода жизни и работы театра, нашедшего в дни войны на Урале, в Копейске необходимые ему для созидательного труда почву и атмосферу.

Сам факт возможности осуществления в дни войны, в условиях эвакуации, постановки “Горе от ума”, считавшейся сложной даже в условиях мирного времени, наполняет нас гордостью за нашу великую Родину, за наше великое национальное искусство, неистребимое и всепобеждающее, как и создавший его русский народ» .

Премьера спектакля состоялась во дворце 12 апреля . Роли исполняли: А. К. Полинский (Чацкий), В. И. Флоринский (Фамусов), В. Г. Рощина (Лиза), Л. С. Шмидт (Софья), В. А. Потоцкий (Молчалин), М. А. Зимбовский (Платон Михайлович), Р. Г. Данилевская (Хлестова), А. Д. Шатов (Скалозуб), М. Л. Эрина (Наталья Дмитриевна), Д. И. Ленский (Загорецкий), П. А. Маркин (Репетилов).

Г. В. Астафьев в статье в «Копейском рабочем» отмечал: «“Горе от ума” — последнее и, бесспорно, лучшее создание театра в нашем городе» .


В конце апреля 1944 года труппа театра в последний раз вышла на копейскую сцену. Бессмертной комедией А. С. Грибоедова завершился период эвакуации творческого коллектива в городе. Директор Воронежского театра драмы С. О. Вольф назвал пребывание в Копейске — «важным этапом в жизни Воронежского театра» .

В мае 1944 года театр вернулся в Воронежскую область, освобожденную от немецких захватчиков, работая до декабря в Борисоглебске.

Много десятилетий спустя коллектив городского краеведческого музея решил отыскать кого-нибудь из артистов Воронежского областного театра драмы. Из Воронежа пришел ответ от актрисы Галины Федоровны Мачехиной (Аристовой):

«От всего сердца благодарю за теплое, доброе письмо. Мои воспоминания о Копейске самые теплые, они остались в памяти на всю жизнь. Я горжусь, что ему присвоено почетное звание — Краснознаменный. Это была трудная жизнь. Нельзя забыть трогательное отношение руководства города к театру и его людям.

Я приехала в Копейск из фронтовой бригады театра. Спектакли играли во Дворце угольщиков, жили в бараке около базара (вероятно, его уже нет), по нескольку семейств в комнате. Питались в шахтерских столовых.

Я была занята в спектаклях: “Машенька”, “Нашествие”, “Горе от ума”. Также была организована бригада артистов по обслуживанию шахтеров и школ концертами.

 Но самое главное: я и еще молодежь театра были прикреплены к шахте, где мы работали навальщиками. Правда, руководство шахты быстро это ликвидировало. Но мы остались получать к хлебным карточкам дополнительные талоны. Так что я на себе испытала, что такое шахтерский труд. Если кто-то из руководства того времени жив, огромное им всем спасибо за чуткость, внимание и заботу о нашем театре. Жаль только, что из театра того времени я осталась одна… О том времени, о нашей работе в Копейске я часто рассказываю в театре. Большой поклон и самые лучшие пожелания Вам и Вашему коллективу, спасибо за память о нашем театре.

С уважением Г. Ф. Мачехина (Аристова)» .


Актриса ушла из жизни 12 октября 2002 года.

Период эвакуации Воронежского театра драмы в Копейске связан с жизнью Андрея Сергеевича Смирнова, кинорежиссера, народного артиста РФ, автора культового фильма «Белорусский вокзал».



18 января 2019 в Челябинском государственном академическом театре им. Наума Орлова состоялось вручение ежегодной народной премии «Светлое прошлое», которая была учреждена Фондом Олега Митяева. Среди лауреатов — кинорежиссер и актер А. С. Смирнов. До момента вручения автор статьи взял у него интервью. Вот что рассказал Андрей Сергеевич: «На этой сцене играл мой двоюродный дед, Василий Иванович Флоринский, заслуженный артист РСФСР. Театр в годы войны сначала эвакуировали в Стерлитамак, затем в Копейск. Вместе с труппой, будучи совсем крохой, переезжал и я с мамой. После начала Великой Отечественной мы уехали из Москвы в Воронеж к родственникам. Позже, в Копейске, ютились у хозяйки в бревенчатом доме. От родителей знаю, что жилось довольно трудно и голодно. Мама и бабка ходили воровать дрова, потому что нечем было топить. Мама в театре работала суфлером. Однажды ее чуть не выгнали с работы. Она умудрилась задремать во время спектакля, а артист забыл текст» .


На основании решения Собрания депутатов Копейского городского округа № 328 от 26 апреля 2017 года в мае этого же года на здании Дома культуры угольщиков установлена мемориальная доска с текстом: «В этом здании в годы Великой Отечественной войны с декабря 1942 по апрель 1944 работал эвакуированный Воронежский драматический театр». Память о Воронежском театре в Копейске жива.


Автор материала: В.В. Колмогоров.


"Воронежский краеведческий вестник",


выпуск 19. 2019 г.





 


Incorrect $cc